Главная » РЕЦЕНЗИИ И АННОТАЦИИ на книги из библиотечки

РЕЦЕНЗИИ И АННОТАЦИИ НА КНИГИ СО СТРАНИЦЫ «БИБЛИОТЕЧКА»

 

 

Всего рецензий и аннотаций: 40

 

 

 

Грэм Грин

Грэм Грин

Брайтонский леденец, роман

рецензия

«Брайтонский леденец» – один из самых известных романов Грэма Грина. Это непростая история про ненавидящего весь белый свет уличного мальчишку Пинки по кличке Малыш, главаря преступной шайки из Брайтона. Вместе с сообщниками он совершает почти идеальное убийство, но случайно обнаруживается свидетельница их преступления – юная официантка Роз. Чтобы она не донесла на них в полицию, Пинки необходимо жениться на девушке…
Грин размышляет в романе о природе добра и зла, о вине и невинности, о «пути наверх» и цене, которую приходится платить за успех. Малыш вызывающе порочен и осмеливается подвергать сомнениям моральные и религиозные нормы общества, но Роз надеется своей детской верой и любовью исцелить больную душу Пинки. В романе автор излагает дорогую для него мысль о нравственно-религиозной ценности чистой и самоотверженной любви, даже если последняя вступает в кажущееся противоречие с общепринятым представлением о любви к Богу.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Грэм Грин

Конец одного романа, роман

рецензия

В 1944-м, когда немецкие бомбы падают на Лондон, завязывается роман между писателем Морисом Бендриксом и женой его приятеля Сарой. Этот роман полностью поглощает их обоих, но вскоре Сара по неизвестной причине бросает Мориса. Спустя два года они встречаются вновь, и Морис, приложив немало усилий, наконец узнаёт, кто стал его соперником и кто виноват в конце одной любовной связи. Он выясняет, что в обмен на его, Мориса, жизнь Сара дала обет Богу порвать их греховную связь и никогда больше не изменять мужу. Однако она и не предполагала, что сдержать своё обещание может лишь ценой собственной жизни…
Эта книга о том, как любовь плотская уступает место любви божественной, как грех силой Божией преобразуется в святость, а смерть становится не концом, а началом чудесного пути.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Грэм Грин

Сила и слава, роман

рецензия

Действие романа разворачивается в годы гонений на Католическую Церковь в Мексике. Главный герой – находящийся в бегах священник. Он – блудник, алкоголик, трус, его презирают (как и он сам себя, впрочем), преследуют, как зверя, и хотят убить. Зачем же он остался в этой стране, когда стоит лишь перейти границу, и он окажется в безопасности? Через собственные немощи, через всевозможные искушения, через предательство иуды проходит он для того, чтобы возлюбить Бога и ближнего и добровольно принести себя в жертву за свою веру…
Это искренняя, даже жёсткая история о грехе, о служении Христу, о святости. О том, что святость, в каком-то смысле, неприглядна. О том, что есть единственное горе – не быть святым. И главное: то, что мир считает поражением, для Неба – величайшая победа.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Грэм Грин

Суть дела, роман

рецензия

Главный герой романа Скоби – полицейский в одной из колоний Англии в Центральной Африке – верный муж, добропорядочный католик и честный служащий. Но однажды он встречает молодую девушку, выжившую после кораблекрушения, и вся его жизнь летит под откос…
В этом романе Грэм Грин поднимает далеко не простой вопрос – может ли спастись самоубийца. Главный герой романа встаёт перед выбором: продолжать жить, и тем причинить боль своим ближним, или покончить с собой, и тем предать любимого им Бога.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

Пол Гэллико

Пол Гэллико

Томасина, повесть для юношества

рецензия

Строго говоря, эта повесть не о кошке по кличке Томасина, а о судьбе человека по имени Макдьюи. В юности он мечтал лечить людей, но отец, грозя лишить наследства, заставил сына стать ветеринаром. Макдьюи ненавидит навязанную ему профессию, и, соответственно, своих пациентов. К тому же, любимая жена Макдьюи умерла совсем молодой, и его неотступно преследует мысль, что будь он «настоящим» врачом, трагедии не случилось бы. Ветеринар не может и не хочет понять, насколько дороги своим хозяевам кошки и собаки, попавшие к нему на приём. Он даже усыпит заболевшую кошку своей семилетней дочери, и только потом вдруг с ужасом увидит, как понемногу начнёт терять последнее в жизни – единственного ребёнка. У девочки не нашли никаких болезней, она просто отказывается жить, пока отец не воскресит её любимицу. Чего бы только не отдал Макдьюи, чтобы вернуть убитую им Томасину!
Эта книга о том, как любовь сотворила величайшее чудо на свете – превратила жестокого и бездушного скептика в горячо верующего и милостивого человека, а также о том, что и у самых безвыходных и отчаянных ситуаций может быть счастливый конец, если в это очень сильно верить.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Пол Гэллико

Дженни, повесть для юношества

рецензия

Очень трогательная и мудрая сказка о том, как мальчик Питер превратился в котёнка и оказался на улице. Бездомный и одинокий, отвергнутый и гонимый людьми, он встречает настоящего друга среди четвероногих обитателей лондонских улиц – необыкновенную кошку Дженни. Новая подруга превосходит многих людей своим умением любить, преданностью и верностью. Ради своего друга Питера она готова пожертвовать всем – даже своей утраченной и вновь обретённой любимой хозяйкой. Дженни научит Питера быть настоящим котом и… настоящим человеком.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 


 

Антон Дубинин

Сказка про каштан, фантастическая повесть

рецензия

Это сказание о двух братьях – Айрике и Эйрике, живших в стародавние времена в стране вайкингов, не так давно принявших Христианство. Однажды братья попали на маленький остров, где живут фэйри – волшебные создания, живущие на земле очень долго, но обделённые даром бессмертной души. Айрик случайно выпил воды из священного озера фэйри, и за это Дева Озера зачаровала его так, что он пошёл на её зов в самую глубь озера. А там, в мире фэйри, его ждала бы страшная доля – он лишился бы свой бессмертной душой. Но Эйрик готов был отдать Деве Озера всё что угодно, чтобы только спасти своего брата. В ответ на его уговоры коварная красавица попросила у него в качестве выкупа за брата всего лишь прядь его золотых волос. Вернувшись домой, Эйрик начал чахнуть от любви по Деве Озера, и Айрик понял, что фэйри заколдовала его, и если не снять заклятье, то брат его вскоре умрёт. Айрик решает во что бы то ни стало вернуть брата к жизни, и для этого опять отправляется на остров фэйри. Дева Озера рассказывает ему, что она специально влюбила в себя Эйрика, так как для неё любовь человека – единственное средство обрести бессмертную душу. По словам фэйри, чтобы спасти брата, Айрик должен пройти через Пять Земель – Землю Страха, Опустошения, Надежды, Страдания и Одиночества – и добраться до врат серого замка, где он сможет уговорить Эйрика вернуться на землю. Айрик отправляется в полное опасностей путешествие, даже не предполагая, через какие искушениями ему придётся пройти, чтобы добраться до заветных врат…

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Антон Дубинин

Поход семерых, фантастический роман

рецензия

Мир «Похода семерых» Антона Дубинина – это мир, в котором современные технологии соседствуют с рыцарскими турнирами, культом служения прекрасному и подвигами странствующих паладинов. Мир, в котором Святой Грааль – не миф и не символ, но реальность, а обретение Грааля – высокая мечта святого рыцаря. Легенда гласит: Грааль сам призовёт к себе Избранных. Но неужели к таинственной Чаше можно добраться на электричках? Неужели к замку Короля-Рыбака идут скоростные катера? Каким станет Искание для семерых, призванных к поискам Грааля? И каков будет исход их искания?
Книга эта – для тех, кто, как и её автор, живёт в мире короля Артура и его славных рыцарей, для кого истории из Артуровского цикла – это не просто предания глубокой старины или красивые сказки, а наполненные глубоким смыслом послания нам, современным людям; для кого поиск Святого Грааля – смысл жизни и вершина всех стремлений; для кого честь, верность и благородство – не пустые слова, но кодекс для его сердца; для тех, кто жаждет правды и ищет свой Путь к Небу; кто не боится бросить вызов князю мира сего и готов довериться Тому, кто есть Свет, и Истина, и Любовь.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Антон Дубинин

Узкие врата, фантастический роман

рецензия

Действие романа Антона Дубинина «Узкие врата» происходит в альтернативном мире, во многом похожем на наш мир конца XX – начала XXI века, но с несколько другой политической картой и историей. Главные герои романа – поэтичный, легко ранимый и женоподобный Алан и нелюдимый практичный здоровяк Фил – совершенно разные люди, которые к тому же терпеть друг друга не могут. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь им придётся объединиться и вместе выйти в поход ради спасения Рика – брата Алана и лучшего друга Фила, – попавшего в лапы новой инквизиции? Но судьба распорядилась именно так. Все остальные члены неформального рыцарского ордена «Меч и крест», лидером и организатором которого был Рик, несмотря на данные ими когда-то обеты, побоялись идти против власть имущих и рисковать своим благополучием. Странствуя по белу свету, преодолевая всевозможные препятствия и то и дело попадая в различные передряги, два паладина начинают понимать, что заточение Рика в инквизиционную тюрьму – один из многих знаков, указывающих на то, что мир уже находится в преддверии своего конца. И тогда их совместный поход, предпринятый ради спасения брата и друга, перерастает в дело гораздо более важное и значительное – он становится мостиком к той единственной настоящей миссии, ради которой они, возможно, и появились на свет. Им поручено найти потомка короля Артура, который должен собрать около себя всех верных в Последние Дни. Смогут ли два крестоносца выполнить своё предназначение и найти того, в ком заключена последняя надежда человечества, когда против них ополчилась не только вся земная власть, но и существо гораздо более могущественное, стоящее за этой властью? Смогут ли они преодолеть свой страх, неуверенность и взаимную неприязнь, понять, что значит быть настоящими рыцарями, поверить в невозможное и довериться истинному Владыке мира?

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Антон Дубинин

Первая месса, фантастическая повесть

рецензия

На одном из рыбацких островов Северного Моря жили два брата – Адам и Абель. Адам, старший брат – гордость семьи, богатырь, смельчак и удачливый охотник, а младший, Абель – тщедушный болезненный мечтатель, не интересующийся ничем, кроме чтения книг и молитвы. Но вот непутёвый младший брат поступил в семинарию, чтобы выучиться на священника, и неожиданно вместо старшего брата стал гордостью семьи. Отмечая это знаменательное событие, братья так напились, что, забыв об опасности, отправились в шторм на утлой лодчонке в город, чтобы продолжить пьянку. Сбившись с курса, они разбили лодку о рифы и сами едва не погибли, чудом спасшись на маленьком скалистом островке посреди холодного неприветливого моря.
Братья проведут вдвоём на необитаемом острове много дней и ночей без еды и крыши над головой. Но, пройдя через множество испытаний и искушений, каждый из них придёт к пониманию, что не зря Господь забросил их на этот безлюдный остров. Именно здесь, оторванные от цивилизации, умирающие от голода и болезней, братья узнают правду друг о друге и о самих себе. Их души буквально вывернет наизнанку, обнажив истинную сущность обоих. То, что раньше казалось Адаму и Абелю важным, вдруг обесценится, уступив в их сердцах место действительно важным ценностям, таким как вера в Бога, любовь к ближнему и истинное глубокое смирение. Братья наконец поймут, что за этот великий Божий дар – дар познания собственной души – не жаль заплатить любую цену, пусть даже такой ценой будет твоя собственная жизнь. Оба осозна́ют: несмотря на то, что в душе царит ощущение полной богооставленности, Господь как никогда настойчиво зовёт их к Себе. И каждому из братьев предстоит сделать свой последний решающий выбор – пребыть с Ним или уйти навеки в Его тень…
Это трагическое произведение необыкновенно светло и прекрасно, оно дарит надежду нашим поражённым грехом и суетой душам, пробуждает к жизни заросшие терниями сердца. Проживая с героями день за днём, ночь за ночью, невольно ставишь перед собой вопросы: «А каков я на самом деле? Что прячется в недрах моей души? Что для меня самое важное на свете? Какова истинная цель моей жизни?» Возможно, повесть эта станет для кого-то настоящим откровением, изменит его взгляд на жизнь и самого себя, даст пищу для размышлений о вечном.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Антон Дубинин

История моей смерти, повесть-сказка

рецензия

Внутри кольца скалистых гор четырёхлистником раскинулись герцогства Окраинной Христиании. В одном из них живёт Эрик, будущий барон Пламенеющего Сердца, ныне университетский школяр, склонный более к веселью с друзьями, нежели к учёбе или ратным подвигам. Но вот однажды Эрик забирает из цыганского табора танцовщицу Уну, украденную цыганами ещё ребенком. Девушка навсегда отдаёт своё сердце Эрику, но он не отвечает ей взаимностью. А Роланд, будущий барон Чёрного Орла, лучший друг Эрика, всерьёз влюбляется в Уну… И закрутятся в водовороте смертельного противостояния верность дружбе и клевета, подлый обман и рыцарская честь, злые дела и раскаяние в грехах, колдовство и христианские таинства – пока все тайны не будут раскрыты, все враги не примирятся и Эрик, покидая этот мир, не напишет: «Я теперь рад и благодарен, что всё сложилось именно так. Никто не виноват. Никто. Правда. Господь всё устроил наилучшим образом»…

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

Арчибальд Кронин

Арчибальд Кронин

Ключи Царства, роман

рецензия

«Ключи Царства» – главный роман Кронина, образец подлинно христианской литературы. Это история католического священника Френсиса Чизхолма. Автор проводит читателя по всем тропкам жизни этого человека – рассказывает о его несчастной любви, учёбе, описывает его первый приход, миссионерство в Китае и старость на родине.
Кронин сумел показать, что истинная кротость и смирение не отрицают, а предполагают смелость, свободу и дерзание. Писателем показана вечная борьба кротости и фарисейства, смирения и жестокости, святости и мира. Книга заставляет задуматься: служим ли мы Богу и дарим ли людям любовь или просто глаголем букву Евангелия, забыв о его духе, чтобы со стороны казаться чистыми «истинными» христианами? «Ключи Царства» – редкий пример увлекательной, осознанно христианской литературы, искренней, честной, но лишённой нравоучений.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Арчибальд Кронин

Памятник крестоносцу, роман

рецензия

В романе «Памятник крестоносцу» известный английский писатель А. Дж. Кронин обращается к конфликту между творческой личностью и косной средой, не способной оценить её новаторских дерзаний. Главный герой – художник, стремящийся по-новому отобразить действительность, настойчиво ищущий новые пути в искусстве, борющийся против банальности, застывших форм в искусстве, далёких и чуждых живым веяниям жизни.
Глубокое, проникновенное произведение А. Кронина о талантливом художнике, который опережал своё время. Ради занятия искусством он был вынужден пойти против воли своего отца – священника, ожидавшего увидеть в сыне продолжателя своего дела, – заниматься живописью наперекор завистливым и бездарным «ценителям» красоты, которые не уставая издевались над его работами, критиковали, ругали, сжигали, выставляли на посмешище: «Всё новое в эстетической мысли и её воплощении всегда вызывало издевки. Всякий значительный сдвиг в искусстве подвергался сначала осмеянию и порождал яростные нападки невежд»... Но Стефен, которому чуждо было чувство алчности, тщеславия, жажды славы, с достоинством «нёс свой крест» и служил искусству: «Жизнь научила глубоко впечатлительного по натуре Стефана выдержке и самообладанию, что помогло ему оставаться хотя бы внешне невозмутимым под ударами судьбы. Но так больно били его враги, так часто язвили насмешками, что он достиг в конце концов той степени свободы духа, которая позволяла ему не слышать, что о нём говорят, не замечать, что с ним происходит». Кронин удивительно точно описывает переживания и чувства своих героев, рассказывает о непростых судьбах обычных людей, раскрывает моральные проблемы между человеком и обществом. Это книга о выборе жизненного пути и о трудностях, связанных с этим выбором; о том, что призвание может доставлять большую радость и большую печаль одновременно, но «...что в человеке заложено, тому он и будет следовать, что бы ни говорили другие...»; о том, какое это мучение и радость – нести свой крест до конца!

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

Сельма Лагерлёф

Сельма Лагерлёф

Легенды о Христе

рецензия

Книга состоит из легенд и сказок, вдохновлённых новозаветными притчами, церковными преданиями и житиями святых. Она написана знаменитой шведской писательницей под впечатлением её путешествия по Святым местам. «Свеча от Гроба Господня» – рассказ о рыцаре-крестоносце, жестоком и гордом человеке, который дал обет отвезти горящую свечу, зажжённую им у Гроба Господня в Иерусалиме, к себе на родину во Флоренцию. Но чтобы свеча не погасла в пути, ему придётся полностью измениться и научиться жертвовать собой, страдать и терпеть.
Своими легендами Сельма Лагерлёф стремится пробудить в душах читателей любовь к Богу, доброту и милосердие к ближним, научить видеть и понимать красоту Божьего мира и человеческой души.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

Клайв Льюис

Клайв Льюис

Письма Баламута

рецензия

«Письма Баламута» – сборник писем опытного беса, инструктирующего своего племянника, как лучше всего увести человека прочь от Истины. За шуточной формой скрываются глубокие мысли о пути человека к Богу и ошибках, которые часто допускают люди на этом пути. Этот удивительный «катехизис наоборот» наглядно показывает всю разновидность человеческих пороков и грехов и в увлекательной манере учит, как противостоять самым подлым и изощрённым искушениям духов злобы поднебесной.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Клайв Льюис

Расторжение брака, повесть-притча

рецензия

Жители ада отправляются на экскурсию в рай, где друзья и близкие уговаривают их остаться. Но вскоре выясняется, что далеко не все люди хотят жить в раю, а почему-то рвутся обратно в преисподнюю…
Это рассказ-притча об аде и рае, а вернее о том, как ад или рай рождается и зреет в душах людей. Как на вид даже самые безобидные и кажущиеся незначительными страсти превращаются в монстров, готовых поглотить без остатка своих обладателей, а малюсенькая искорка любви к ближнему разгорается в огромный костёр любви к Богу. Это произведение развеет многие предрассудки неверующих людей о христианском понимании рая и ада.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Клайв Льюис

За пределы безмолвной планеты, фантастический роман

рецензия

В первой части «Космической трилогии» учёный-филолог, против своей воли отправившийся в космическом корабле на Марс, знакомится с его обитателями – тремя расами разумных существ, а также со странными нематериальными созданиями – эльдилами, управляющими красной планетой. Рэнсом узнает, что Вселенная полна жизни, а самое главное, что его родная планета, Земля, считается у жителей Марса «безмолвной», не участвующей в общем хоре космоса…
Это произведение, написанное в научно-фантастическом жанре, увлекательно и легко для чтения, но, как всегда у Льюиса, полно глубоких прозрений об устройстве Вселенной, о соотношении духовного и материального миров и месте разумных существ в общей картине мироздания.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Клайв Льюис

Переландра, фантастический роман

рецензия

Рэнсом попадает в прекрасный мир Венеры (собственно Переландры), нетронутый грехом, и встречает там венерианскую Еву. Вскоре там появляется и третий герой романа – Уэстон – человек, в которого вселился дух злобы. Он искушает венерианскую Королеву ослушаться своего Создателя. Повторится ли на Венере история грехопадения? Смогут ли Рэнсом и Королева противостоять силе ада?..
В этом романе Льюис ставит множество интересных богословских проблем, например, может ли быть Божья воля на то, чтобы человек физически уничтожил носителя зла, чтобы предотвратить многие беды и несчастья?

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Клайв Льюис

Мерзейшая мощь, фантастический роман

рецензия

«Мерзейшая мощь» – третий и заключительный том «Космической трилогии» Клайва С. Льюиса. Действие происходит на нашей Земле и разворачивается вокруг событий, происходящих с супругами Марком и Джейн Стэддок. Марк в своём стремлении попасть в «избранный круг» теряет прежних добрых друзей, связывается с весьма «сомнительными» личностями, устраивается на работу в институт ГНИИЛИ, в котором происходят очень странные вещи. Джейн вдруг начинают мучить страшные сны. По совету своей подруги она отправляется в деревню Сент-Энн, где ей должны помочь. Там она встречает Рэнсома и его соратников в борьбе с ГНИИЛИ. Оказывается, у Джейн появляется дар ясновидения, но она не хочет этому верить. Незаметно для себя супруги оказываются по разные стороны баррикад. Грядёт большая битва, и всё оказывается куда серьёзнее, чем казалось сначала…
Этот напряжённо-захватывающий и мистико-детективный сюжет на социально-психологическом фоне схватки старой доброй Англии (Логрис и Пендрагон) с мироправителями тьмы века сего и духами злобы поднебесными разворачивается в льюисовской современности (роман издан в 1945 году). Но не это главное. Главное – каков выбор, совершаемый человеком, и каковы его ценности – ложны они или истинны. Льюис своим романом ещё раз напоминает нам, что финальная битва Света с Тьмой не минует никого, живущего на этой земле, и каждому предстоит сделать свой последний, решающий выбор…
В «Мерзейшей мощи» вовсе не известно заранее, чья именно сторона победит. Напротив, зримые власть, могущество, сила, долженствующие обеспечить победу в последней битве, хвастливо выставляются напоказ порабощёнными или поглощёнными тьмой людьми. Никакого автоматизма спасения, никаких гарантий успеха не даётся людям, противостоящим смертному страху, но и находясь в состоянии, сходном с пребыванием Иоанна Крестителя в темнице перед казнью: «Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?», они преодолевают себя, и тогда только, когда свободная воля их не склонилась ко злу, происходит заветное: «сила Моя в немощи совершается». И подаётся помощь. И тогда только каждый открывает как личный опыт обещание «Я с вами во все дни до скончания века». Не раньше. Так происходит с героями Льюиса, так происходит и с любым человеком, избравшим Истину.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Клайв Льюис

Пока мы лиц не обрели, роман-притча

рецензия

«Пока мы лиц не обрели» – это новое христианское видение мифа об Амуре и Психее, религиозно-философский роман о Любви. Роман написан от лица главной героини – царицы Оруали, – посмевшей бросить вызов богам за то, что они, по её мнению, несправедливо и жестоко обошлись с ней в жизни, лишив всего, что она любила. Но постепенно Оруаль начинает понимать, что всё в действительности совсем не так, как казалось ей сначала…
Это красивый роман о взаимоотношении человеческой души и Бога. Через классический сюжет о любви Амура и Психеи автор деликатно передаёт один из важнейших моментов для всякого человека, прикоснувшегося к тайнам религии. Неуловимость веры, вопросы к Богу, на которые Тот не даёт ответа, сокровенность Высшего – для одних это величайшая из трагедий, способная отвратить от Бога, для других это испытание на прочность веры. «Что же это за Бог, который не решается показать своё лицо?.. Прекрасные не скрывают лиц». И только мудрый способен сказать в ответ: а как же встретит нас лицом к лицу божество, пока мы сами не обрели лиц?

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Клайв Льюис

Хроники Нарнии

рецензия

В этом цикле повестей читатель знакомится с волшебным миром Нарнии, миром, в котором действует волшебство, миром, в котором животные разговаривают, миром, в котором живут удивительные существа, миром, в который могут попасть только дети. Но не всё так хорошо и правильно в этом волшебном месте. Как и везде, в Нарнии идёт вечная борьба Добра со Злом, и каждый житель страны должен выбрать – быть ли ему с львом Асланом или с Белой Колдуньей…
Многие образы из «Хроник Нарнии» отсылают нас к реалиям нашего мира. Некоторые называют это произведение метафорическим изображением истории христианства. Это доступно и интересно написанная история о Творце и творении, о создании мира, о прощении, о вине и искуплении, о христианской любви к ближнему, о Добре и Зле. История поучительна, но лишена навязчивого морализаторства, она читается легко и непринуждённо.
Лев Аслан – это воплощение мощи, энергии, знания и силы и в то же время  – любви, добра, понимания и прощения. Аслан приносит себя в жертву, чтобы спасти Нарнию, как Христос принёс себя в жертву ради спасения мира и воскрес, ибо сам был безгрешен.
Первая книга хроник, «Племянник чародея», рассказывает нам о Боге, о Творении мира и появлении Зла. Вторая книга, «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», – о жертвенности ради спасения мира, об искуплении, о прозрении. Третья часть, «Конь и его мальчик», метафорически повествует о периоде, когда христианство было под угрозой ислама. Четвёртая, «Принц Каспиан», – о доверии и вере в невидимого Бога, на которой основана Церковь. В пятой книге, «Покоритель зари, или Плавание на край света», показывается преображение грешной души; это также рассказ о Литургии и таинстве Евхаристии. Шестая, «Серебряное кресло», говорит о необходимости творить волю Божью даже тогда, когда она кажется нам непонятной и даже опасной. И наконец, в седьмой, «Последняя битва», изображается гибель мира, апокалипсис, обретение Царства Небесного, в которое попадут лишь истинно верующие.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

Джордж Макдональд

Джордж Макдональд

 Сэр Гибби, роман

рецензия

Это первый роман из цикла «Поэт и бедняк» замечательного шотландского писателя, поэта Джорджа Макдональда, рассказывающий о жизни маленького немого беспризорника сэра Гибби Гэлбрайта. Светлое, трогательное повествование о дружбе, вере, послушании, чистоте, самоотверженности, подлинном благородстве, поэзии и любви к Богу и ближнему. Трудно найти другую книгу на английском языке, которая так же ясно, с такой же силой воображения описывала бы скрытое величие и героизм повседневной земной жизни, как «Сэр Гибби». Любую вещь можно потрогать, взвесить, сфотографировать, но мысль, пробудившую её к жизни, можно показать лишь с помощью поэзии. И хотя эту историю мог рассказать только поэт, речь в ней идёт о самых обыкновенных людях. Герои этого романа – самые обычные люди, в том смысле, что они живут своей незаурядной или обыденной жизнью и предаются светлым или мрачным размышлениям, сидя на голой вершине горы или опираясь на резную церковную кафедру, только потому, что обладают теми свойствами тела и души, что присущи всем людям без исключения.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Джордж Макдональд

 Донал Грант, роман

рецензия

Во втором романе цикла «Поэт и бедняк» шотландского писателя Джорджа Макдональда пойдёт речь о верном друге, пастухе, поэте и учителе Донале Гранте. Расставшись с мечтами о своей первой любви, Донал идёт в мир в поисках работы и своего призвания. Его ждут новые места, новые ученики, новые друзья и недруги, множество самых разных событий и приключений, новые стихи, новые откровения и мысли о Боге и Его истине и, конечно, новая любовь. В этой книге есть и неспешные разговоры, и страшные тайны древнего замка, и старинные легенды, и яростные перепалки – что называется, «жизнь, смерть и духовный смысл».

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Джордж Макдональд

Фантастес, волшебная повесть для мужчин и женщин

рецензия

«Фантастес» – это первый роман Джорджа Макдональда. В нём повествуется о путешествии юноши по имени Анодос в некую Волшебную страну, где он встречает необычных существ, попадает во дворец королевы фей и ищет дух земли…
Лучшая характеристика романа – в его эпиграфе: «В истинной сказке всё должно быть чудесным, таинственным, бессвязным и оживлённым, каждый раз по-иному. Вся природа должна чудесным образом смешаться с миром духов; время всеобщей анархии, беззакония, свободы, природное состояние самой природы, время до сотворения мира... Мир сказки есть мир, целиком противоположный миру действительности, и именно потому так же точно напоминает его, как хаос – совершенное творение».
Это сложный символистский мифопоэтический роман о «приключениях духа». «Фантастес» можно читать и как учебник по духовному восхождению, и как христианский аллегорический роман, и как увлекательное фэнтези.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

Джордж Макдональд

Лилит, роман-притча

рецензия

Главный герой романа мистер Уэйн переступает грань между мирами (не выходя из собственного дома) и встречается ни много ни мало с Адамом, Евой и Лилит – первой женой Адама, о которой говорится в некоторых апокрифах, но не упоминается в Библии. Лилит – прекрасный оборотень, очаровательная кровопийца, суккуб, с удовольствием творящий зло и не желающий от него отрекаться. Смерть – это сладкий сон, в котором можно наконец отдохнуть, но, если душа ещё не готова, она не сможет заснуть, и это мучительно. Самое лучшее, что есть в потустороннем мире – это дети: ласковые, смелые, любящие и не желающие взрослеть. Смысл путешествия мистера Уэйна не сразу становится ясен ему, но понятно главное: такое странствие не может не изменить человека и его мир…
В романе «Лилит» Джордж Макдональд пишет о глубинах внутреннего мира человека. Человек, по Макдональду, высок даже в своей низости, он творит зло отдаваясь ему безотчётно, как Богу, т.е. не случайно, не мимоходом, а глубоко подчиняя себя, и в таком человеке, по Макдональду, всегда сохраняется искра Божьей любви, которая, как ариаднова нить, способна принести очищение через страдание.
Роман «Лилит» не о библейских сюжетах, хотя здесь присутствуют и Адам, и Ева, и Лилит. Это будто завораживающий спектакль, в котором те же актёры исполняют иные, более утончённые и тем более изумительные роли. Мир Лилит – это мир вечных метаморфоз, перерождений, в котором смерти нет как таковой, а есть лишь извечное стремление к свету в лице Создателя. Мир этот находится в вечном круговороте символов, и всё в ткани повествования автора символично – вода, ночь, леопардихи, крошки, великанши, скелеты, кладбища, чудовища тьмы и Мора в лунной летающей хижине.
«Лилит» можно назвать и богословским романом. Макдональд решает здесь такие вопросы, как вопрос о грехопадении, смерти, Искуплении. Конец романа можно считать иллюстрацией Апокалипсиса. В романе противопоставлены судьбы двух главных героев – Уэйна и Лилит. Уэйн проходит свой путь, борясь с искушениями, идя к Богу, совершая множество ошибок. Лилит же полностью отдалась злу. Сможет ли она совершить покаяние? В этом и заключена главная интрига романа.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

Кэтрин Патерсон

Кэтрин Патерсон

Мост в Теравифию, повесть для юношества

рецензия

Жизнь десятилетнего Джесса Эронса протекала довольно размеренно и уныло – до тех пор, пока в один прекрасный день в неё не ворвалось странное существо – Лесли Бёрк. С первого взгляда Джесс не мог даже определить, мальчик это или девочка. И вот это существо со всей стремительностью и непосредственностью детства полностью переворачивает жизнь Джесса, расцвечивая её красками воображения. Джесс и Лесли становятся правителями волшебной страны Теравифии…
В эту простую, на первый взгляд, историю Кэтрин Патерсон сумела заложить очень глубокий смысл, все события в ней можно рассматривать как метафору важных духовных истин. Необычная и яркая девочка Лесли открыла для Джесса Теравифию – прообраз Царства Небесного на земле, – и жизнь мальчика начала меняться к лучшему. Но пока путь в Теравифию для него прочно связан с Лесли – без неё Джесс не может узреть Волшебную Страну и быть там настоящим королём. Только когда Лесли рядом, Джесс забывает о своих проблемах и становится по-настоящему счастлив. Но вот Лесли покидает его, и мир для Джесса рушится – он не может поверить в смерть того, кто открыл для него радость и любовь. Мало того, он винит себя в смерти Лесли – ведь он, по сути, предал её, когда решил не брать с собой в поездку с учительницей музыки, в которую был тайно влюблён. Если бы Лесли не пошла в Теравифию одна, трагедия могла бы не произойти (в этом слышен намёк автора на смерть Христову, также произошедшую в результате предательства близкого ученика). И только со временем для Джесса открывается истинное значение всего произошедшего, и смерть Лесли перестаёт казаться бессмысленной трагедией. Эта «напрасная» смерть («напрасная» по церковно-славянски означает «внезапная») на самом деле не напрасна. Осознание этого – переломный момент для Джесса, евкатастрофа (термин, введённый Дж. Толкиеном и означающий некую «благую катастрофу», переменяющую весь сюжет сказки от крайне безнадёжного к хорошему) всей повести, как Воплощение Сына Божиего – евкатастрофа всей человеческой истории, а Воскресение – евкатастрофа Воплощения. Джессу и читателю открывается промыслительный смысл всего произошедшего. Смерть Лесли примиряет Джесса с отцом, сёстрами и нелюбимой учительницей, становится точкой соприкосновения для двух таких разных семей – простых бедных работяг Эронсов и интеллигентных изысканных богачей Бёрков. Смерть Христова становится мостом между Небом и Землёй, а смерть Лесли становится причиной построения Джессом моста в Теравифию. Но Терафивия, как и Царство Небесное, не может быть достоянием одного человека – чтобы не потерять её, Джесс должен разделить её с другими людьми, поэтому мальчик вводит в Волшебную Страну свою сестру – Мэй Белл, которая затем должна ввести туда их самую младшую сестрёнку. Джесс начинает совершать благородные поступки, он постепенно уподобляется Лесли, а значит уподобляется Христу. А ещё он чувствует огромный долг перед миром, который должен отработать: «Да, там, в Теравифии, Лесли освободила его душу, чтобы он увидел сияющий, страшный, прекрасный и хрупкий мир. (Осторожно, бьётся!.. Всё, даже злые звери). Теперь пришло время выйти. Её нет, надо идти за двоих. Надо воздать миру за красоту и доброту, которую открыла ему Лесли, научив его видеть, придав ему силу».
Эту историю можно назвать историей со счастливым концом, по-настоящему счастливым, в отличие от слащавых и зачастую лживых хэппи-эндов. Она показывает нам, что смерть – это не конец, это только начало настоящей жизни. И теперь каждый, кто ещё не утратил способность к любви и радости, кто хочет делиться собой с другими, может попасть в волшебный мир Теравифии и стать там королём или королевой. Мост построен – так готов ли ты сделать шаг навстречу своей мечте?
По книге снят фильм «Мост в Терабитию»: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3921612

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Кэтрин Патерсон

Великолепная Гилли Хопкинс, роман для юношества

рецензия

Одиннадцатилетняя Галадриэль (Гилли) Хопкинс уже с раннего детства испытала на себе предательство тех, кого любила. Её родная мать-хиппи отказалась от дочери ради беззаботной жизни и предоставила благотворительному обществу решать судьбу своего ребёнка. Приёмные родители воспринимали её лишь как игрушку и бросили, как ненужный хлам, когда переехали на новое место. Но Гилли надеется, что если станет во всём лучшей, ослепительной и великолепной, то конечно заслужит любовь своей родной матери и та заберёт её к себе. А пока она решает не привязываться больше ни к кому из взрослых и изводить своих опекунов любыми доступными ей способами. Словно маленький чертёнок, она придумывает новые и новые пакости и кочует из дома в дом, пока наконец не попадает к миссис Троттер – очень толстой пожилой даме из бедного квартала, которая усыновила забитого и никому не нужного мальчика-очкарика и ухаживает за слепым соседом-негром. Эта странная добрая женщина полюбила несносную девчонку всей душой и решила во что бы то ни стало достучаться до её сердца. Но Гилли изо всех сил сопротивляется всем попыткам своей опекунши стать для неё истинной матерью, не понимая, что своим глупым упрямством сама отталкивает от себя настоящее счастье и любовь.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Кэтрин Патерсон

Иакова Я возлюбил, повесть для юношества

рецензия

Повесть американской писательницы Кэтрин Патерсон описывает жизнь девочки, считавшей себя никому не нужной, недовольной своей участью, школой, роднёй, и, самое главное, своей сестрой-близнецом. Пройдя через испытания юности и внутренние поиски, найдя поддержку у друзей и матери, она обретает себя.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Кэтрин Патерсон

Странствие Парка, повесть для юношества

рецензия

Юный Парк не понимает, отчего мама отказывается рассказать ему об отце, который погиб во Вьетнаме одиннадцать лет назад. Мальчик совсем его не помнит… И ему очень нужно найти ответ. Поиски приводят Парка в поместье его дяди в Вирджинии. Но там Парка ожидают новые загадки. Кто эта вьетнамская девчонка, которая только и делает, что дразнится? Почему она живёт в их доме? В конце концов Парку открывается правда, которую он настойчиво искал. Сможет ли он её принять?

 

 ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

Элеанор Портер

Элеанор Портер

Поллианна, повесть для юношества

рецензия

После смерти отца-священника маленькую Поллианну из «чувства долга» взяла к себе тётка – чёрствая и холодная старая дева. И трудно пришлось бы сироте в этом мрачном доме, но отец передал своей дочери в наследство бесценный дар – он научил её «Игре в радость». Девочка умеет при любых обстоятельствах радоваться жизни, видеть во всём лучшую сторону. И чем труднее радоваться, тем сложнее и увлекательнее становится Игра. Появление в городке доброй и бесхитростной Поллианны буквально изменило жизнь его обитателей, открыв сердца многих людей навстречу простым евангельским словам: «Всегда радуйтесь». И наконец Поллианне удалось растопить любовью то сердце, которое нуждалось в этом более других.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Элеанор Портер

Поллианна вырастает, повесть для юношества

рецензия

Продолжение книги «Поллианна». Поллианна, любимая героиня множества девочек, подросла. И, как всякая молодая девушка, влюбилась. Сколько всего придётся пережить юному сердцу! Повзрослевшая Поллианна столкнётся с далеко не детскими проблемами. Но даже в самые трудные моменты Поллианна не забудет свою знаменитую «Игру в радость»! И в этом ей поможет её вера. Ведь она глубоко убеждена, что Господь никогда не ошибается и не опаздывает...

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

Генрик Сенкевич

Генрик Сенкевич

Камо грядеши, исторический роман

рецензия

«Камо грядеши» (Quo vadis, Куда идёшь) – название, взятое из древнего предания об апостоле Петре. Апостол Пётр после уничтожения почти всех христиан Рима тайно покидает город, за городом он встречает Христа и спрашивает у него: «Куда идёшь, Господи?». Христос отвечает: «Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие». После этого Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть.
«Камо грядеши» – лучшее произведение Сенкевича, роман из жизни ранних христиан. Действие романа развивается на протяжении последних четырёх лет правления римского императора Нерона и освещает одну из самых драматических страниц римской и мировой истории. События романа, воссозданные с поразительной исторической убедительностью, знакомят читателей с императором Нероном и его ближайшим окружением, с зарождением христианства.
О. Александр Мень говорил о романе «Камо грядеши»: «Сенкевич начинает с того момента, когда кончается Новый Завет. В 61–62 году апостол Павел приезжает в Рим. Обрыв. Конец хронологических рамок Нового Завета. И именно с этого года начинается повествование Сенкевича. Он даёт яркую многоплановую панораму Римской империи. Тут и вольноотпущенники, и рабы, и патриции, и цаpедвоpцы, и сам император, и чиновники, и сенат. И вот на этом фоне, за парадным фасадом могучей державы, мы чувствуем гниение, кризис духовный, политический и даже экономический. И вот появляется христианство, как малое русло, как малая речушка, и ему принадлежит будущее, потому что в нём заложены семена духа, семена веры, семена нравственности. Сенкевич вовсе не идеализирует христиан. Он показывает, что и среди них есть люди разного пошиба, есть и фанатики, и добрые, и глупые, и образованные – всякие. Но ведёт их Христос. Поэтому они выдерживают самый тяжкий напор империи, они идут навстречу массовым гонениям, погибают, и во главе их погибают апостолы Пётр и Павел.
Мы находим Евангелие в этой замечательной книге не непосредственно, а через призму апостолов. Апостол Пётр рассказывает о Христе, дух Христов живёт в этой общине, в самой Церкви».

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

Гилберт Честертон

Гилберт Честертон

Все 50 рассказов об отце Брауне

рецензия

Рассказы классика английской литературы Гилберта Кийта Честертона отличаются сюжетной занимательностью, эксцентричностью, парадоксальностью. Рассказы об отце Брауне, католическом священнике с тонким аналитическим умом и редким талантом психолога, стали классикой детектива. Каждая схватка самого добросердечного сыщика с хитроумным преступником завораживает. Каким образом вновь раскусит замысел преступника кроткий отец Браун?
Отец Браун, в отличие от других сыщиков, распутывает преступления, не опираясь на чисто внешние факты и не используя пресловутый «дедуктивный метод». Священник в первую очередь старается определить, какое мировоззрение должно быть у человека, совершившего то или иное преступление. Он ищет не улики, а нравственные «прорехи» в душах подозреваемых, пытается влезть в шкуру преступника и понять, почему он решил нарушить закон.
Рассказы Честертона об отце Брауне – само воплощение удивительной способности английской литературы (особенно христианских её представителей) писать одновременно «легко» и «серьёзно»: способность создавать гениальное «лёгкое чтиво». Классика детектива и одновременно классика «поучающей» литературы (уже во времена Честертона не слишком популярный вид творчества).
Наталья Трауберг, знаток и переводчик Честертона, пишет о рассказах об отце Брауне: «При всей любви к Льюису, Дороти Сэйерс, Чарльзу Уильямсу я вынуждена признать, что Честертон резче и явственней их всех противостоит стереотипам «мира сего». Не случайно его сравнивают и с юродивыми, и с блаженными в евангельском смысле слова. Одно из обычных для него несоответствий «миру» – сочетание свойств, которые считают несовместимыми и даже противоположными. Собственно, весь брауновский цикл стоит на сочетании простодушия с мудростью».

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Гилберт Честертон

Шар и крест, роман-притча

рецензия

Гилберт Кийт Честертон встречает читателя «Шара и креста» описанием спора афонского монаха и загадочного изобретателя, который заканчивается весьма необычно. К этим двоим повествование ещё вернётся. Но это лишь пролог. Сама повесть начинается со встречи воинствующего атеиста Джеймса Тернбулла с не менее воинствующим христианином Эваном Макиэном. Последнему, приехавшему в Лондон из далёкой горной деревушки в Шотландии, случайно попалась на глаза газета, в которой он прочитал нелицеприятные высказывания о Деве Марии. Он был настолько шокирован и возмущён этой статьей, что немедля вызвал на дуэль редактора газеты – убеждённого атеиста Джеймса Тернбулла. Но обоюдное желание главных героев решить спор по законам рыцарской чести не находит понимания у властей, и тут начинается самое интересное – два непримиримых врага объединяют усилия и бросаются в немыслимое путешествие, спасаясь от полиции с одной лишь целью – скрестить шпаги в смертном бою за свои убеждения. По дороге они встречаются с адептами разных убеждений, выпутываются из передряг и постепенно проникаются взаимной симпатией…
Жанровую принадлежность этого романа-диспута Г.К. Честертона не так легко определить. Фантастическая сатира? Фельетон? Антиутопия? «Это притча! Притча о вас и таких, как вы. Сначала вы отрицаете крест; потом – всё на свете. Мы согласимся, когда скажут, что нельзя загонять силой в церковь, но вы немедленно скажете, что никто не ходит туда по доброй воле».
О. Андрей Кураев в своей статье о Честертоне писал о романе «Шар и крест» как о истории, где «последний удар по христианству наносит отнюдь не ересь, а безмыслие и равнодушие. [...] Воинствующий атеист – и тот оказывается союзником Христа и врагом антихриста, потому что настаивает на том, что выбор веры важнее выбора марки йогурта», причём «роль главного сопротивленца антихристу Честертон отвёл афонскому православному монаху».

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Гилберт Честертон

Человек, который был Четвергом, роман-притча

рецензия

«Человек, который был Четвергом» – одна из самых известных работ Честертона. В ней мы находим блистательную парадоксальность этого автора и гротеск, доходящей до фарса. События разворачиваются во времена разгула анархизма, чьё орудие – террор. Сайм, молодой человек, возненавидев вседозволяющий либерализм общества, встаёт на защиту правопорядка и здравого смысла и... совершает безумные поступки. Чудом, став агентом полиции, Сайм попадает в логово анархистов, где, отдавшись наитию, умудряется стать членом Верховного Совета, заняв должность Четверга. Под председательством загадочного сверхчеловека Воскресенье обсуждается план убийства русского царя и президента Франции. Для срыва заговора Сайм идёт на всё, но сознаёт свое бессилие перед всемогущим Председателем, который держит судьбы мира в своих руках. Перед Саймом встает главный вопрос: кто же такой Воскресенье?
«Человек, который был Четвергом» – это, по сути, весёлая сказка для взрослых, сочетающая в себе гротеск, эксцентричность, захватывающий необыкновенный сюжет и неожиданную развязку. Почему же книга так полюбилась читателю? Может быть, потому, что это роман о вере, и в первую очередь о вере в чудо? В то, что даже самое мрачное в жизни может стащить с себя маску ужаса и показать доброе и улыбчивое лицо, а заклятый враг, сняв тёмные очки, может оказаться другом? Страшный сон – а именно такой подзаголовок носит книга – может обернуться солнечным утром, и люди, лежащие в своих кроватях, смогут вздохнуть с облегчением…

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Гилберт Честертон

Жив-человек, роман-притча

рецензия

Некий чудак Инносент Смит появляется в тихом пансионе «Маяк» и переворачивает всю жизнь его молодых обитателей…
«Жив-человек» Честертона – это история о тождестве радости и праведности. Инносент, главный герой романа «Жив-человек» (и как бы воплощение смысла творчества Честертона) говорит о себе: «Я желаю сохранить оставшиеся заряды для тех, кто ещё находится в таком позорном состоянии, в каком находились мы с вами минувшею ночью. Мы даже не можем оправдаться тем, что были пьяны. Я желаю сохранить эти пули для пессимистов – пилюли для бедных людей. Я пройду по свету, как нечаянное чудо – полечу беспечно, как перекати-поле, явлюсь бесшумно, как восходящее солнце, сверкну внезапно, как искра, и исчезну бесследно, как затихший зефир. Я не желаю, чтобы люди догадались заранее, какие шутки я намерен с ними сыграть. Я хочу, чтобы оба подарка, которые я несу человечеству, предстали в своей девственной и яростной силе: первый подарок – смерть, второй – жизнь. Я направлю дуло револьвера в лоб Современного Человека. Но не с тем, чтобы убить его, а затем, чтобы вернуть его к жизни. Я дам новое значение понятию: скелет на пиру...»

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Гилберт Честертон

Перелётный кабак, роман-притча

рецензия

Специальным парламентским указом все питейные заведения Англии объявляются вне закона. С этим нововведением не согласен один человек – доблестный капитан Патрик Дэлрой. Он находит в законе лазейку и всеми силами пытается сделать так, чтобы вернуть прежние времена...
Это роман о противостоянии христианства и ислама. Честертон выступает в первую очередь против модного в наши дни синкретизма, считая, что невозможно слить воедино такие разные по сути вероисповедания как христианство и мусульманство. Автор напоминает нам, привыкшим к компромиссам и толерантности современным людям, что необходимо защищать свою веру до последней капли крови, а иначе мы рискуем потерять самих себя и свою страну. Честертон очень тонко и верно критикует религию полумесяца, но ещё более он критикует тех, кто продался чужой вере ради достижения своих честолюбивых амбиций.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Гилберт Честертон

Наполеон Ноттингхильский, роман-притча

рецензия

Чудаковатый чиновник Оберон Квин неожиданно становится новым королем Великобритании. На своем посту он продолжает развлекаться, устраивая дурацкие розыгрыши и выдвигая неожиданные идеи. Одной из шуток короля стало создание «Хартии предместий», воспевающей славу и былые вольности районов Лондона. Но нашёлся один человек, который воспринял Хартию всерьез. И вот уже на улицах Лондона взметнулись гордые знамёна Ноттинг-Хилла и разгорелась кровопролитная война между жителями разных предместий.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Гилберт Честертон

Возвращение Дон Кихота, роман-притча

рецензия

Поразительная книга, которую критики называли то «гениальной шуткой Честертона», то «одним из значительнейших сатирических романов XX века», то «шедевром сюрреалистической прозы». Озорная история комико-героических приключений сэра Дугласа Мэррела, «последнего из странствующих рыцарей», и его верного оруженосца, именующего себя «Санчо Пансой», по-прежнему восхищает и увлекает читателя – и погружает его в мир неподражаемого, истинно британского юмора.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу

рецензия

Данная книга – сочинение анонимного автора второй половины 19-го века. Написанная превосходным литературным языком, эта книга раскрывает мистическую традицию Православия. Керн писал о ней: «Это – путь странника по бесконечным дорогам, большакам и просёлкам Святой Руси; одного из представителей той «во Христе бродячей» России, которую мы так хорошо знали тогда, давно, давно..., – России, которой теперь нет и которой, вероятно, никогда больше и не будет. Это те, кто от преп. Сергия шли в Саров и на Валаам, в Оптину и к киевским угодникам; заходили и к Тихону и Митрофанию, бывали и в Иркутске у святителя Иннокентия, доходили и до Афона и до Св. Земли. Они, «не имея пребывающего града, искали грядущего». Это те, кого манила даль и беспечная лёгкость бездомного жития. Оставив свой дом, они находили его в иноческих обителях. Сладости семейного уюта они предпочли назидательную беседу старцев и схимников. Крепкому укладу векового быта они противопоставили ритм монастырского богослужебного года с его праздниками и церковными воспоминаниями. Они кажутся нам теперь гораздо более близкими к Бедняку из Ассизи или ещё ближе к тем первохристианам, о которых древний автор написал: «христиане населяют свои отечества, но как пришельцы; во всём участвуют, как граждане, но всё терпят, как чужестранцы; всякая чужбина им – отечество, и всякое отечество – чужбина... Будучи во плоти, они не по плотскому живут; по земле скитаются, но на небе жительствуют».
Значение «Откровенных рассказов странника» нельзя переоценить: в каком-то смысле они – совокупное свидетельство всей русской духовной традиции. Свт. Феофан Затворник был редактором и издателем «Рассказов странника», а если мы вспомним манеру редактирования свт. Феофана, то смело можем назвать его и соавтором «Рассказов». Преподобный Амвросий Оптинский был то ли автором, то ли одним из составителей последних трёх «Рассказов странника» (во всяком случае они были обнаружены в его рукописях). Преподобный Варсонофий Оптинский начал делание Иисусовой молитвы именно из-за чтения «Рассказов». Арсений Троепольский, принадлежавший к «кругу друзей» свт. Игнатия (Брянчанинова) одобрял «Рассказы». Как руководство в Иисусовой молитве их воспринимали старцы Феодосий и Никодим Карульские. «Откровенные рассказы странника» были одним из источников «Братьев Карамазовых». Всё русское религиозное возрождение считало «Рассказы странника» свидетельством подлинного Православия (от Бердяева до Керна). Таким образом, «Откровенные рассказы странника» признаются всем русским Православием (кажется, только в наше время А.И. Осипов  в своей книге «Путь разума в поисках истины» решил раскритиковать их).

 

ПРОИЗВЕДЕНИЕ